
Автоматизация — синоним комфорта
Уже в июне завод в Ульяновске начнет серийно устанавливать на шасси ISUZU NPR75 роботизированную коробку передач. Пока же завершается обкатка предсерийных экземпляров.
Еще недавно наличие АКП на грузовой технике считалось большой, а порой и ненужной роскошью. Резкое увеличение количества автомобилей на дорогах и значительное уплотнение городского трафика заставили перевозчиков пересмотреть свое отношение к автоматическому переключению передач.

Листая инструкцию
Давайте разберемся, что же представляет собой новая коробка. Модель ISUZU MYY6E не что иное, как механическая коробка передач, оснащенная блоком автоматизированного управления. Выбор режима движения осуществляется удобным джойстиком, имеющим три позиции: «назад», «нейтраль» (для запуска двигателя) и «вперед». Кроме того, «нейтраль» желательно использовать даже при кратковременных остановках на светофорах — это помогает снизить расход топлива. Дополнительный режим — принудительный переход на высшую либо низшую передачу по выбору водителя. Его рекомендуется задействовать при движении на спуске — включить пониженную передачу для более эффективного торможения двигателем. Важный момент: по умолчанию автомобиль начинает движение со второй передачи. В случаях, когда дорожные условия требуют большей тяги, предусмотрена функция принудительного начала движения с первой передачи. Кроме того, автоматизированная коробка ISUZU позволяет… регулировать сцепление! В ней реализована возможность выбора одной из девяти степеней включения сцепления. Обращаться к этой функции стоит либо когда сцепление включается слишком быстро или слишком медленно в начале движения, либо когда момент включения сцепления не соответствует предпочтениям водителя. Разумеется, у «робота» установлена система защиты от запуска двигателя автомобиля, стоящего на передаче. О включении передачи переднего или заднего хода информирует индикатор на панели — это дополнительная страховка от преждевременного отпускания педали тормоза на уклоне.

Езда «без рук»

Перейдем от теории к практике. Управление «роботом» логичное и выполняется на интуитивном уровне без дополнительных подсказок. Так что никакой адаптации при пересадке с автомобиля с механической КП от водителя не требуется. При движении в размеренном городском потоке, равно как и на трассе, особых преимуществ автоматизированной коробки не ощущается, ведь стандартная коробка передач с ручным переключением благодаря коротким четким ходам рычага и так не доставляет водителю проблем. Зато как только трафик уплотняется… Лучше всего преимущества автоматического переключения ощущаются во время заторов. Буквально через пять минут движения в режиме «старт-стоп-старт-стоп» начинаешь понимать, насколько это удобно, когда правая рука и левая нога находятся в покое. А через десять минут осознаешь, что и «клевки» при трогании отсутствуют, поскольку не нужно постоянно играть педалью сцепления, особенно на полностью груженой машине. В итоге и пробка не кажется такой ужасной. Удобным оказался «робот» и во дворах, когда приходится по миллиметру протискиваться среди многочисленных припаркованных легковушек. Да и при подаче машины к погрузочной рампе меньше телодвижений, особенно когда есть уклон: «газ-тормоз» — и никакого «балансирования» сцеплением. Что касается ручного режима выбора передач, то он, скорее всего, для о-о-очень больших ценителей. АКП прекрасно сама выбирает момент переключения, и за время тестовых заездов не было ситуации, при которой хотелось бы ее подправить. Подведем итоги. Если ваш грузовичок большую часть времени проводит за городом, а за рулем сидит профессиональный водитель, то делать ставку на «робота» не стоит — механическая КП прекрасно справится со своей задачей. А вот если в маршрутах преобладают городские перевозки, то автоматизированная КП может заметно облегчить жизнь. То, что с ней водитель меньше устает, а следовательно, больше внимания уделяет дороге, — это однозначно. К тому же «робот» менее требователен к квалификации сидящего за рулем, что в конечном итоге уменьшает затраты на эксплуатацию.
Техническая характеристика автомобиля ISUZU ELF 7.5 LONG (NPR75LL)
Габаритные размеры шасси (Д х Ш х В), мм | 7410 × 2115 × 2265 |
Колесная база, мм | 4175 |
Полная масса, кг | 7500 |
Снаряженная масса, кг | 2835 |
Грузоподъемность, кг | 4665 |
Допустимая нагрузка 1/2-й оси, кг | 3100/6000 |
Полная масса автопоезда, кг | 2280/2435 |
Максимальная масса прицепа с тормозной системой, кг | 3500 (Short), 5500 (Long) |
Двигатель | ISUZU 4HK1 (4HK1E5NC) |
Тип двигателя | Турбодизель, I-4, 16-клапанный, «Евро-5» |
Рабочий объем, см³ | 5193 |
Мощность, л. с. | 155 при 2600 мин–1 |
Крутящий момент, Н⋅м | 419 при 1600–2600 мин–1 |
Коробка передач | ISUZU MYY6E |
Тип коробки передач | Автоматизированная |
Количество ступеней КП вперед/назад | 6/1 |
Подвеска | Передняя — рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.
Задняя — зависимая, рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами |
Тормозная система | Гидравлическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, с вакуумным усилителем, с АБС. Тормозные механизмы передних и задних колес дисковые. Есть система ESC |
Колесная формула | 4 × 2 |
Размерность шин | 215/75 R17.5 |
Вместимость топливного бака, л | 140 |